УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич

Писатель, сценарист
Родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Отец – Успенский Николай Михайлович (1903–1947), сотрудник аппарата ЦК КПСС. Мать – Успенская Наталья Алексеевна (1907–1982), инженер-машиностроитель. Супруга – Филина Элеонора Николаевна, журналистка. Дочери: Татьяна, Ирина и Светлана. Внуки: Эдуард и Катерина.
Николай Михайлович Успенский, отец Эдуарда, родился в Ельце. Там же появилась на свет его мать – Вера Петровна, находившаяся в родстве с композитором Тихоном Хренниковым. Сестра Веры Петровны, Лидия Петровна, была очень известной в Ельце гадалкой и точно предсказывала будущее.
Девичья фамилия матери Э.Н. Успенского, Натальи Алексеевны, была Дзюрова. Она рассказывала, что ее предки носили фамилию Дзюровские и были поляками, сосланными в Россию после знаменитого восстания. Известно, что предки Эдуарда Николаевича по бабушкиной линии торговали рыбой. Среди них был силач, поднимавший бочку весом 9 пудов. У Э.Н. Успенского хранится старинная семейная книга «Молитвослов», в самом начале которой указаны фамилии появившихся на свет в их роду, а в конце – даты ухода из жизни.
У Эдуарда Успенского было два брата – старший Игорь и младший Юрий. Отец, Николай Михайлович, имел два высших образования, занимался мукомольными элеваторами, в свободное время предпочитал охоту, на которую иногда брал с собой сыновей, увлекался собаководством. Когда началась война, Эдуарда вместе с братьями и матерью эвакуировали за Урал, где они прожили четыре года. Наталья Алексеевна находилась с детьми, работала в детском саду. Николай Михайлович ездил по всей стране и за свой труд был награжден орденом Красной звезды.
Э. Успенский смутно помнит период жизни, проведенный за Уралом. Вместе с братьями он собирал березовые почки. Однажды ребята нашли на улице заводную ручку от машины, с которой потом постоянно играли. Еще они любили читать сказку «Человек с каменным сердцем». А в один из дней произошло настоящее чудо – мальчишки получили посылку с фронта – шикарные немецкие игрушки. Это стало настоящим событием, Эдуард Николаевич на всю жизнь запомнил замечательный светофор, на котором загорались лампочки.
В 1944 году семья вернулась в Москву.
Э. Успенский хорошо помнит город с затемненными окнами, на каждом из которых висели черные шторы на случай бомбежки. В 1945 году Эдуард Успенский пошел в мужскую школу № 56 – это была самая первая школа, которую построили при советской власти. Когда Эдуарду было 10 лет, ушел из жизни отец. Наталья Алексеевна вышла замуж за Николая Степановича Пронского, у которого рос сын Борис, ровесник Эдуарда. Вначале мальчишки не ладили6: Эдуарду казалось, что на его территорию попал чужой человек. Но когда Успенский учился в 10-м классе, ребята подружились. Семья занимала двухкомнатную квартиру, которая казалась им раем. Рядом с их домом люди жили в бараках по 9 человек в одной комнате, спали на полу. Наталья Алексеевна ранним утром уходила на работу, поздно возвращалась, поэтому ребят воспитывала улица. Они гуляли в большом дворе, занимавшем площадь около двух гектаров. Сначала двор был завален дровами для топки, затем углем. Здесь же старшие ребята играли в карты (подростки очень любили игру в «пристенок»), младшие – в волейбол, прыгали через веревочку. Жизнь кипела. Мальчишки были очень дружными, братья Успенские всегда заступались друг за друга, хотя по возрасту принадлежали к разным компаниям. В те годы было мало еды, зато выпускалось очень много хорошей литературы. Отчим, Николай Степанович, часто покупал книги, но вешал на шкаф замок, чтобы ребята не открыли его и не отнесли книги в магазин. Мальчишки отодвигали шкаф, снимали заднюю стенку, таскали книги, но никуда их не относили, а много читали. Именно чтение стало для них одним из любимых занятий.
Сначала Эдуард Успенский учился плохо, но в 7-м классе сломал ногу, попал в больницу и начал «читать учебники». Находясь на лечении, прочитал математику, вернулся в школу достаточно подкованным по этому предмету и начал учиться лучше всех в классе. После этого каждый год вместо игры в морской бой на уроках он забегал вперед и читал учебники. Со временем Эдуард Успенский стал лучшим математиком школы, на всех районных и городских олимпиадах занимал призовые места, а на Всесоюзной олимпиаде за 10-й класс получил почётную грамоту, подписанную несколькими академиками, в том числе и Холмогоровым. Эта грамота хранится у Эдуарда Николаевича всю жизнь. Впоследствии, как лучший математик школы,
Э. Успенский даже сдавал вступительные экзамены в институт за своих товарищей.
В 10-м классе ребята увлеклись сочинением стихов и рассказов. Эдуард не остался в стороне, хотя до этого принимал участие только в оформлении стенгазет. Детские стихи Э. Успенского начали печатать как юмористические в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!». В школьные годы Успенский был пионервожатым – учась в 9–10-м классах, воспитывал ребят 3–4-х классов: брал их с собой в лыжные походы, придумывал различные игры. Благодаря его влиянию, младшие школьники лучше учиться. В те годы Эдуард Успенский привык работать с детьми, узнал их интересы. Все это дало толчок к его будущим сочинениям для школьников.
После окончания школы Э.Н. Успенский поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы он занимался литературным творчеством, с 1960 года печатался. В 1961 году Э.Н. Успенский окончил МАИ по специальности «инженер-приборист». В течение трех лет работал инженером на Втором московском приборном заводе, где производили автопилоты. Руководил большой группой, которая занималась гидравлической станцией. Начальник Эдуарда Николаевича, Николай Михайлович Крылов, был великим инженером еще с царских времен, видел Троцкого. Когда Н.М. Крылов ушел из жизни, Э.Н. Успенский, инженер с трехлетним стажем, стал выполнять все его обязанности, руководил цехами.
Творческий путь Э. Успенский начал как юморист. В 1966 году у него совместно с
А. Аркановым, Г. Гориным, Ф. Камовым вышла книга «Четверо под одной обложкой», где каждому писателю было отведено достойное место. Эта книга стала взрывом, так как буквально искрилась настоящим, живым юмором и была очень смешной. Все четверо писателей сразу приобрели известность. Еще в студенческом театре МАИ Э.Успенский начал писать сценки для эстрады. Его сотрудничество с театром стало очень важным моментом – первое понимание тонкостей юмористических эпизодов, сценок, скетчей, фельетонов, интермедий Эдуард Николаевич получил именно там.
В марте 1965 года вместе с Феликсом Камовым он возглавил авторскую группу знаменитого студенческого театра «Телевизор». Сцена театра оформлялась как большой телевизионный экран – на рамку натягивалась марля, а при определенной подсветке экран излучал голубое сияние. Именно в те годы родился один из шедевров советской сатиры под названием «Снежный ком, или выеденное яйцо». Молодые ребята, практически 20-летние мальчишки, при отсутствии жизненного опыта и настоящих знаний проявили осведомленность и написали масштабную и проницательную сатиру.
В. Наринский, игравший в театре, вспоминает: «И Феликс, и Эдик всегда с листа отвергали даже ничтожные наши поползновения на студенческие темы. К тому времени они, самые известные и самые талантливые писатели-сатирики, и нас нацелили на общественные темы. Ни Феликс, ни Эдик не написали для спектакля ни одного слова. Но они и только они и есть фактические авторы. Иногда мы приносили им полностью написанный текст миниатюры, а уходили с чистыми листами. И хорошо, если еще сохранялась сюжетная линия, а то и она отметалась. Они просто загоняли нас в такой коридор, в котором мы могли сделать только то, что сделали. А итог обсуждений был так ясен, что нам оставалось только записать свои фантазии на заданную тему».
В части сценографии это был совершенно новый для «Телевизора» стиль. Практически и формально остался только экран, который разместился уже не снаружи, а ушел вовнутрь и неакцентированно стал слегка по диагонали сцены. Действие развивалось и за, и перед экраном в режиме диалога. В среде московской интеллигенции было много разговоров об этом спектакле, который стал культурным событием союзного значения, и не только потому, что «Телевизор» стал лауреатом Первого (и последнего) Всесоюзного фестиваля студенческих эстрадных театров. Простота сюжета в сочетании с потрясающей сатирической силой сделали его самым «антисоветским». Ничего подобного тогда не было не только на самодеятельной, но и на профессиональной сцене. Эдуард Николаевич Успенский много лет возглавлял радио, актерскую и авторскую группы театра. «Телевизор» гастролировал в разных городах СССР. К знаменитому театру имело отношение очень много интересных людей – М. Задорнов, Л. Измайлов и другие.
В 1965 году вышел сборник стихов
Э.Н. Успенского «Всё в порядке». Эдуард Николаевич получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972). Огромную популярность приобрели его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым: «Чебурашка и его друзья» (1970), «Наследство Бахрама» (1973), «Отпуск крокодила Гены» (1974). В 1980–1990 годах он публикует серию замечательных детских книг: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зеленые Пальцы» (страшные повести для бесстрашных детей) и другие.
Эдуард Николаевич Успенский выступает как автор сценариев мультфильмов, его герои Крокодил Гена и Чебурашка живут в нескольких мультфильмах не одно десятилетие. Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино - Дяди Фёдора, Шарика, кота Матроскина, которые тоже обрели свое экранное воплощение.
При участии Э.Н. Успенского в качестве сценариста сняты мультипликационные фильмы: «Крокодил Гена» (1969), «Чебурашка» (1971), «Чебурашка идёт в школу» (1983), «Шапокляк» (1974), «Трое из Простоквашино» (первый фильм трилогии, 1978), «Каникулы в Простоквашино» (по повести «Дядя Фёдор, пёс и кот», 1980), «Зима в Простоквашино» (третий фильм из серии «Трое из Простоквашино», 1984), «Дядя Федор, пес и кот» (продолжение истории по повести Э. Успенского «Трое из Простоквашино», 1976), «Дядя Федор, пес и кот: Матроскин и Шарик» (по мотивам повести Э.Успенского «Трое из Простоквашино», 1975), «Дядя Фёдор, пёс и кот: Митя и Мурка» (1976), «Про Веру и Анфису» (фильм первый из трех о девочке Вере и обезьянке Анфисе, 1986), «Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе» (заключительный фильм трилогии, 1988), «Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар» (второй фильм трилогии, 1987), «Следствие ведут Колобки» (фильм первый, 1983), «Следствие ведут колобки: Похищение века» (1983), «Следствие ведут колобки (фильм второй, 1983), «Следствие ведут Колобки: Из цикла «Колобки идут по следу»» (Серии первая и вторая, 1986), «Следствие ведут Колобки» из цикла «Колобки идут по следу» (серии третья и четвертая, 1987), «Осьминожки» (По стихотворению Э. Успенского, 1976), «Пластилиновая ворона» (текст песен (стихов) Э. Успенского, 1981), «Рыжий, рыжий, конопатый. Весёлая карусель. № 3» (1971), «Ивашка из дворца пионеров» (1981), «Картина: Ехал Ваня» (1975), «Наследство волшебника Бахрама» (1975), «Дядюшка Ау: Ошибка дядюшки Ау» (1979), «Дядюшка Ау» (первый фильм из серии «Дядюшка Ау», 1979), «Дядюшка Ау в городе» (второй фильм из серии «Дядюшка Ау», 1979), «Академик Иванов» (по стихотворению Э. Успенского, 1986), «День чудесный» (1975), «Загадка» (Веселая карусель. 1988. № 19, «Зачем верблюду апельсин» (авторы текста Э. Успенский, В. Лунин, СССР, 1986), «Неудачник» (1972), «Новогодняя песенка Деда Мороза» (1983), «Сегодня в нашем городе» (1989), «Слоно-дило-сенок» (1975), «Про Сидорова Вову» (по мотивам стихотворения Э. Успенского, 1985), «Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков» (1979), «Птичий рынок» (1974), «Разгром» (по одноименному стихотворению Э. Успенского, Весёлая карусель. 1977. № 3), «Баба-Яга против!» (выпуски 1–3, 1980). Из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80: «Гребля на каноэ» (1980), «Дзю-до» (1980), «Конный спорт» (1980), «Олимпийский характер» («Как медвежонок Миша стал олимпийским талисманом», 1979), «Спортивная гимнастика» (1980), «Спортивная ходьба» (1980), «Хоккей на траве» (1980). «Телеглаз» (заставка к циклу передач об экономии, 1982), «Мико – сын Павловой» (Фильм о дельфинах, 1989), «Озеро на дне моря (1989), «Надводная часть айсберга» (фильм о дельфинах, 1989), «Подводные береты» (фильм о дельфинах, 1991), «Секретная океанская помойка» (фильм из серии о дельфинах, 1989), «Счастливый старт-1,2,3,4» (фильмы о дельфинах, 1989–1990). «Три типа и скрипач» (по мотивам стихотворения Э. Успенского, 1993) и другие.
Эдуард Николаевич Успенский – автор исторического романа «Лжедмитрий Второй настоящий», который вышел в 1999 году. Успенский всегда интересовался этим выдающимся человеком и Смутным временем, в котором он жил, так как был уверен, что Лжедмитрия ругали необоснованно, не имея подтверждающих фактов. С 23 лет Э. Успенский посещал букинистические магазины в разных городах СССР, покупал книги о Лжедмитрии и создал личную библиотеку. После кропотливого изучения литературы Эдуард Николаевич убедился в том, что Лжедмитрий очень интересный и великий человек, который в раннем возрасте перевернул Россию, выиграл несколько битв, добился престола. Изначально Успенский предполагал, что будет писать книгу около четырех месяцев, но работа затянулась на долгие четыре года. Эдуард Николаевич работал с огромным количеством материалов об эпохе, просматривал интересные документы и пытался проследить весь поход Лжедмитрия, деятельность и гибель этой выдающейся личности.
Во время написания романа о Лжедмитрии Эдуард Николаевич, для того чтобы отвлечься, писал новеллы о Простоквашино, придумал новый персонаж – Жаб Жабыча, не первое странное существо, созданное писателем. До этого читателям, а впоследствии телезрителям полюбились неизвестный науке зверь Чебурашка, крокодил Гена, симпатичный, хотя и безмолвный пришелец из космоса Камнегрызик со станции Клязьма, напоминающего резиновый коврик для ванной. Жаб Жабыч – это большая разумная жаба, которая с удивительной легкостью начинает жить жизнью обыкновенного российского человека эпохи перемен, пытается зарабатывать деньги, пробует себя в политике и при этом обожает детей и собак.
Когда появились первые ростки деловой свободы, Э.Н. Успенский решил создать свое издательство. Так появился «Самовар». Эдуард Николаевич понимал, что в перестроечные годы люди будут жить трудно и их обязательно привлекут веселые учебники. Тогда Успенский заказал известным писателям так называемые «веселые учебники»: по математике, о декларации прав человека, программировании. Э.Н. Успенский написал учебники по грамоте и электронике, «Бизнес Крокодила Гены» учил ребят зачаткам бизнеса. Учебники раскупали, их заказывали школы, но вскоре Эдуард Николаевич понял, что работа в издательстве несовместима с писательством, и решил посвятить себя исключительно творчеству.
Э.Н. Успенский сочиняет пьесы. Его произведения переведены более чем на 25 языков и выходят в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США и других странах. По его книгам сняты художественные фильмы: «Там, на неведомых дорожках» (по повести «Вниз по Волшебной реке», режиссер М. Юзовский, композитор В. Дашкевич, СССР, 1982), «Год хорошего ребенка» (по мотивам одноименной повести Э. Успенского и Э. де Грун, режиссер Б. Конунов, СССР–ФРГ, 1991). Э.Н.Успенский придумал и вел передачи на радио и телевидении: «Радионяня», «АБВГДейка», «В нашу гавань заходили корабли». Является председателем жюри премии «Заветная мечта». В 1985 году был членом жюри в первых играх возрожденной Высшей лиги КВН.
В свободное время Эдуард Николаевич занимается большим теннисом, летает на параплане с Крылатских холмов, любит горные лыжи, катаясь на которых получает удовольствие от быстрого скольжения. Знаменитый на весь мир детский писатель очень любит зверей – у него дома живут две собаки и птицы (попугаи, сова, ворон), за которыми под его руководством ухаживает вся семья.